Библиотека on-line

Доклад Ирины Коростелевой (в соавторстве с Александром Шутковым), представленный на XVI ежегодной ставропольской психоаналитической конференции «Жизнь тела, тело жизни. Трансформации» 14-16 мая 2021 года.

Боль является одним из самых знакомых и в тоже время загадочных телесных переживаний. Несмотря на то, что изучение боли как феномена начитывает более 150 лет, до сих пор ведутся споры о том, чем же является боль – аффектом или ощущением. Если мы прочитаем стандартные определения аффекта и ощущения, то увидим, что этот феномен содержит характеристики обоих явлений психической жизни.

Ощущение – это психические познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происходит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, то есть на уровне отдельных свойств предметов и явлений» (Козубовский).

Ощущение составляет ту исходную область сферы психических познавательных процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления. Существует точка зрения, согласно которой болевые сигналы почти всегда презентируются как ощущения, так как «построить» образ боли может только человек с очень богатым воображением, то есть, согласно этой точке зрения, отсутствие возможности создать ментальное представление боли, решает вопрос в пользу того, что боль – это ощущение.

Доклад Марины Моисеевны Мучник, представленный на XV ежегодной ставропольской психоаналитической конференции «Объект искушения» 17-19 мая 2019 г.

В докладе исследуется один из способов защиты от Супер-Эго, когда идентификация с ним используется для избегания чувства вины. Индивид хочет чувствовать себя несудимым, заняв трон судьи, но платит за это жестокую цену – крах внутри и снаружи. На примере трагедии Макбета рассматривается, как стремление к победе и триумфу служит защите и от нормального чувства вины, и от атак архаического Супер-Эго. Ценой этой победы является разрушение психики.

При написании этой статьи я думала о пациентах, в рассказах которых большое место занимает кто-то, подвергаемый ужасной критике. Кто-то является ничтожеством, неумехой, глупым, слабым и одновременно, жестоким, высокомерным и ехидным. В те моменты, когда эти пациенты ненадолго забывают об объекте своих нападок, они тотчас начинают подвергать уничтожающей критике себя. Создается впечатление, что они постоянно чувствуют себя загнанными в угол. Что бы они ни делали, они всегда плохие – агрессивны, или наоборот, слабы, конфликтны или не могут постоять за себя, похотливы или фригидны и т.д. Как будто они постоянно находятся под чьим-то преследующим взглядом, кто-то их постоянно жестоко судит.

Скачать:
Скачать этот файл (doclad_muchnik_pobeditelei.pdf)Доклад М. М. Мучник 523 Kb

Содоклад Сергея Геннадьевича Иванова к докладу Алексея Борисовича Орлова «Скука: клиническое проявление инстинкта смерти» на XIV ежегодной ставропольской психоаналитической конференции «Скука» 18-20 мая 2018 г.

Читать доклад Алексея Орлова о скуке мне было чрезвычайно интересно. Я рад предоставленной возможности первым высказать свои впечатления и мысли, которые связаны с этим докладом.

В сказках мертвая и живая вода используются для оживления погибшего героя. При этом мертвая вода необходима для того, чтобы соединить вместе разрубленные части тела, придать ему целостность, структуру. Живая вода может действовать только после этого, чтобы герой «не разбежался по кусочкам в разные стороны». Эта ассоциация возникла у меня на фоне описания Алексеем четырехлетней работы, о которой я слышал и в числе тех, кто был на Святках в про-шлом году. Еще тогда у меня было ощущение опасности распада психики пациента, я был впечатлен усилиями, которые приходилось предпринимать Алексею, чтобы постепенно «собрать» пациента. Только в сказках достаточно просто окропить человека мертвой водой. В клинической реальности, которую описал Алексей, речь идет об очень тонком взаимодействии с явлением, которого, по мнению многих психоаналитиков, не существует, с инстинктом смерти.

Доклад Алексея Борисовича Орлова, представленный на XIV ежегодной ставропольской психоаналитической конференции «Скука»  18-20 мая 2018 г.

«Ни точные науки, ни гуманитарные не предлагают вам курсов скуки.
В лучшем случае они могут вас познакомить со скукой, нагоняя ее.
Но что такое случайное соприкосновение по сравнению с неизлечимой болезнью?
Наихудший монотонный бубнеж,исходящий с кафедры, или смежающий веки
велеречивый учебник — ничто по сравнениюс психологической Сахарой,
которая начинается прямо в вашей спальне и теснит горизонт.»

Из речи, произнесенной И.Бродским
перед выпускниками Дармутского колледжа.
1989г.

Мои размышления о скуке начались с одного случая во время сессии, этой картины Александра Дейнеки 1935 года и упоминания скуки в словаре Ожегова «В грудя́х ску́чно – болит и ноет».

Доклад Гилы Офер на XIII Ставропольской психоаналитической конференции «Восстановление разрушенного» 19-21 мая 2017 г.

Гила Офер (Тель-Авив, Израиль) – доктора философии, клинический психолог, обучающий психоаналитик и группаналитик. Один из основателей и прошлый президент Тель-Авивского института современного психоанализа, основатель и член Израильского института группового анализа. Кооптированный член Исполнительного совета, бывший руководитель секции группанализа ЕФПП, координатор восточно-европейских стран ЕФПП.

Как на отверженной земле
Цветы не прорастут,
Так в убежденности слепой
Шаги вперед замрут.

Способны этот мир вскопать
Сомнения, любовь,
Подобно плугу иль кротам,
И оживет все вновь.

И шепот легкий пролетит,
Взойдет весной ростком
На той земле, где лишь вчера
Разрушенный был дом.

(оригинал: Иехуда Амихай)
(переложение на русский:
Татьяна Характерова)

Великодушие – это самое важное явление, обеспечивающее длительность межличностных отношений. Оно оказывает громадное влияние на психическое, а возможно, и на физическое здоровье (Thoresen et al. 2000) как жертвы, так и виновника, а также на их способность к действиям, жизнестойкость, равно как и прочие аспекты жизнедеятельности (McCullough et al. 2002). Тем не менее, процесс прощения может быть сложным в осуществлении, а потому отношение к нему неоднозначно. В процессе прощения выделяют две стадии. Первая стадия – это репарация и самокритика (самоанализ), вторая – процесс межличностного, межсубъектного соотнесения. Структура и культура группового анализа обеспечивает пространство, в котором присутствие свидетелей и замещающее прощение способствуют развитию этого процесса.

Информационный листок

Последние выпуски

СКПА – Член Европейской сети групп-аналитических обучающих институтов EGATIN (вводная ступень)

European Group AnalyOc Training InsOtuOons Network, EGATIN